Промышленность и энергетика РФ

Топливно-энергетический комплекс России - промышленный портал

Метки: Зона свободной торговли снг 2014, зона свободной торговли снг черный список, зона свободной торговли стран снг и ее роль развитии интеграции государств, зона свободной торговли снг грузия, зона свободной торговли снг и ее роль в экономической интеграции государств.

Интеграция в Евразии
Этапы интеграции
См. также
п·о·р

Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) — соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским министерством экономического развития, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены. Договор заменил больше ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества[1].

«Свободная торговля — это торговля без импортных тарифов и без количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться. Отличие от нынешней системы, которая в СНГ сложилась за 20 лет, заключается в том, что мы перешли от двухсторонних соглашений к одному многостороннему соглашению.»

— поясняет ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев[2].

Содержание

Участники Зоны свободной торговли

Цели создания Зоны свободной торговли

1. Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли.
2. Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств — участников СНГ.
3. Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции.
4. Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ.
5. Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.

История создания Зоны свободной торговли

Первые шаги: 1993—1998 года[3]

24 сентября 1993 года подписан Договор о создании Экономического союза, в котором была заложена идея формирования многосторонней зоны свободной торговли в СНГ. Создание ЗСТ рассматривалось в качестве первого этапа создания единого экономического пространства. Подразумевалось, что ЗСТ позволит снять многочисленные торговые барьеры, будет стимулировать увеличение товарооборота и создаст предпосылки для устойчивого экономического роста России и других стран СНГ.

15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ). Соглашение о ЗСТ представляет собой многостороннюю договорно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях. В рамках ЗСТ государствами должна осуществляться беспошлинная торговля, отменяются тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле в целях обеспечения своих интересов в расширении экономических связей, бескризисного развития экономики. Однако многосторонний режим свободной торговли введен не был. Участники Соглашения, включая Россию, так и не приступили к согласованию общего перечня изъятий из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого международного договора должен был стать его составной частью.

Во взаимоотношениях между Россией и партнерами по Содружеству продолжал действовать режим свободной торговли. Он был зафиксирован в двусторонних соглашениях о свободной торговле, заключенных в 1992—1993 годы со всеми странами СНГ (двусторонние соглашения о свободной торговле также были заключены между собой рядом других государств Содружества).


Возобновление переговоров: 1999—2002 года[3]

2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ — рамочный документ, который должен был быть адаптирован к законодательству каждого государства. Протокол подписали президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Согласно Протоколу, взамен действовавшего в СНГ двустороннего режима свободной торговли вводился многосторонний, отменялись все пошлины, а также налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров во взаимной торговле государств-участников ЗСТ.

21 июня 2000 года Совет глав государств СНГ одобрил план-график реализации Предложений по формированию и функционированию зоны свободной торговли:

  • Выполнение внутригосударственных процедур по введению в действие подписанных основополагающих документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли.
  • Подготовка конкретных предложений, включая разработку дополнительных межгосударственных нормативно-правовых актов функционирования зоны свободной торговли.
  • Информационное обеспечение формирования и функционирования зоны свободной торговли.

20 июня 2000 года Совет глав правительств СНГ утвердил план мероприятий по реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года:

  • Подготовка и подписание ряда межправительственных соглашений и документов, способствующих созданию условий для свободного движения услуг, финансового и человеческого капиталов, обеспечения свободного транзита, решения проблемы неплатежей, эффективного функционирования транспортных коридоров.
  • Формирование отдельных важнейших сегментов зоны свободной торговли ‑ частного предпринимательства, многосторонней производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества.
  • Развитие рынков отдельных видов продукции.
  • Совместное участие в реализации крупных экономических проектов.
  • Повышение конкурентоспособности продукции и др.

В последующие годы Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ неоднократно принимали документы, направленные на развитие ЗСТ, однако в полной мере режим свободной торговли не был введен.


Зоны свободной торговли в Европе; ЕС, ЕАСТ, ЦЕАСТ, ЗСТСНГ

.

Разработка документов: 2003—2011 года[3]

19 сентября 2003 года решением Совета глав государств СНГ о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств — участников СНГ в экономической сфере был утвержден План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств — участников СНГ в экономической сфере в 2003—2010 годах, состоящий из 10 разделов и охватывающий все основные направления деятельности в экономической сфере. Мероприятия Плана направлены на поэтапное устранение барьеров во взаимной торговле, создание эффективной платежно-расчетной системы, формирование соответствующей правовой базы, позволяющей обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных рынках.

26 августа 2005 года в Казани прошел саммит, который положил начало очередному этапу реформирования Содружества

5 октября 2007 года Советом глав государств СНГ была одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержден План основных мероприятий по реализации данной Концепции. При этом в экономической сфере основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:

  • Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли.
  • Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств — участников СНГ.
  • Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции.
  • Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ.
  • Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.

В ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития взаимодействия государств — участников СНГ в принятой стратегии — завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации, формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества.

4 марта 2009 года Минэкономразвития России сообщило, что рабочая группа экспертов государств — участников СНГ проведет первое заседание по проекту договора о зоне свободной торговли стран СНГ до конца апреля 2009 года. Такое решение приняли эксперты семи государств — участников СНГ на совещании в Исполкоме СНГ: Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Украины. Совещание было посвящено вопросу рассмотрения проекта договора о зоне свободной торговли, подготовленного в соответствии с Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ.

Россия представила экспертам стран СНГ свой проект нового многостороннего договора о зоне свободной торговли. Россия предложила заменить двусторонние соглашения между странами СНГ одним многосторонним — о зоне свободной торговли. В тот момент действовало порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, что создавало неудобства и приводило в результате к различным дискриминационным последствиям в торговле.

18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли. Договор включает упрощение правовых основ торгово-экономических отношений между подписавшими его странами, замену целого ряда многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества[1].

«Мы договорились о подписании договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Это фундаментальный договор, который будет лежать в основе торгово-экономических отношений наших стран»

— прокомментировал заключение соглашения российский премьер Владимир Путин[4].

«Торговых войн теперь не будет. Ранее торговые войны возникали из-за дисбаланса: некоторые страны уже перешли к третьему этапу интеграции, создав Таможенный союз и участвуя в Едином экономическом пространстве, — тогда как Украина отставала по темпам интеграции.»

— Уполномоченный кабинета министров Украины по сотрудничеству с РФ, странами СНГ и Евразийского экономического сообщества Валерий Мунтиян[5].

Примечания

  1. ↑ РИА Новости: Главы правительств СНГ подписали договор о зоне свободной торговли
  2. Таможенный союз Независимое обозрение: Эксперты уверены: договор о ЗСТ - это шаг к осуществлению мечты российского премьера о Евразийском союзе.
  3. ↑ РИА Новости: Зона свободной торговли в странах СНГ. Справка
  4. Русская служба ВВС
  5. РИА Новости: Договор о зоне свободной торговли в СНГ положит конец торговым войнам

Зона свободной торговли СНГ

Tags: Зона свободной торговли снг 2014, зона свободной торговли снг черный список, зона свободной торговли стран снг и ее роль развитии интеграции государств, зона свободной торговли снг грузия, зона свободной торговли снг и ее роль в экономической интеграции государств.